Александр Бушков. Завороженные (серия «Мамонты»)


Красноярский писатель Александр Бушков, как и его последняя фантастическая серия «Мамонты» (а может и не последняя, если учесть принцип писателя, не проводить ни дня без того, чтобы не написать хотя бы строчку), может быть причислен к «мамонтам» современной русской популярной литературы. На классика он пока не тянет (это легко понять, открыв хотя бы одно произведение Бушкова), но на любимца сегодняшнего читателя – вполне.

Пишущий в жанре детектива и фэнтези, альтернативной истории и боевика, в «Мамонтах» Бушков использовал наверно одну из самых классических тем фантастической литературы – тему путешествий во времени. Правда, обыграл он её вполне элегантно, отправляя в прошлое и будущее героев, чьё постоянное время пребывание относится ко временам Российской Империи. Как им это удаётся? Очень просто. Старинные знания древней расы, преуспевшей в технологии покорения времени, были не только найдены, но и расшифрованы, и приведены в естественное производственное действие. И теперь особый отдел канцелярии его императорского величества изучает былое и грядущее, а заодно и борется с теми, кто приоткрыл им завесу времени – с древними созданиями, настроенными чрезвычайно зловредно по отношению к современному человечеству.

Как и полагается для данного жанра, путешествия во времени проводятся строго в соответствии с главным правилом: нельзя оказывать на историю какого-либо серьёзного воздействия. А вот разные мелочи, по философскому полёту мысли Бушкова, истории не страшны, так что принцип раздавленной когда-то давно бабочки, здесь не прокатит. Даже если эта бабочка – целая цивилизация, прилетевшая на Землю с Марса, и раз и навсегда погребённая под слоем времени упавшим на новое местообитание метеоритом. Естественно, что в этой эпохе (тридцать тысяч лет до времени проживания наших героев), творить можно всё, что вздумается, повергая читателей в состояние благоговейного трепета и страха. А чтобы всё проходило, как можно естественнее для фантазии, помимо машины времени древняя цивилизация предоставила героям романа целый набор разнообразных технических штучек – будь то глюкометр или специальная пиявка-глоталка, настраивающая мозг человека на перевод всех доступных ему языков. После снятия важного языкового вопроса, действие начинает течь плавно, а многие вещи уже и не хочется прояснять: очевидно же, что всё, что лежит за гранью времени действия имеет свои корни либо в будущем, либо в прошлом, чужом знании.

В «Завороженных» (естественно, путешествиями во времени), как и обещается в рекламе серии, есть место и «магии битв», и «русской экзотике», вот только до отметки «отлично» ни то, ни другое не дотягивает. Единственной достойной битвой в романе является стычка между мамонтами и кентаврами (кстати, откуда взялись последние, понять довольно сложно), а вся русская экзотика заканчивается робкими попытками автора повторить литературный стиль русских классических писателей. Впрочем, в вину Бушкову ни то, ни другое поставить нельзя, поскольку пишет он в жанре популярной литературы, и пишет неплохо – легко, основательно, интересно. Жаль только, что накала страстей как-то при всём при этом не наблюдается.

×

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.