Умберто Эко - Имя розы


Роман Умберто Эко «Имя розы» стал первым интеллектуальным произведением, которому удалось стать популярным у самых разных читателей, от любителей простеньких детективов до утонченных ценителей сложной смысловой литературы. Этот роман — блестящее доказательство теории, что историю следует изучать через бытовые мелочи и психологию ее современников, а не по военным сводкам, хронологическим таблицам и скучным политическим интригам, которые только отбивают интерес к истории в школе и вузе.

«Имя розы» — словно игра автора с читателем. Как лабиринт она путает, уводя в глубины по принципу одного текста внутри другого. Сначала повествование ведется от лица некоего издателя, который рассказывает о книге, где был опубликован перевод записок средневекового монаха Адсона. По сюжету книги Адсон – юноша-послушник, который со своим учителем францисканским монахом Вильямом Баскервильским прибывает в бенедиктинский монастырь. Их цель – подготовить обитель к исторической встрече теологов Папы Римского Иоанна XII с императором Людовиком IV. Но в это время в монастыре начинают происходить загадочные убийства, которые ставят под угрозу и встречу важных лиц, и вообще репутацию церкви.

Главные герои произведения «Имя розы« пытаются раскрыть преступления, но постоянно наталкиваются на странные препятствия. Настоятель монастыря не пускает их в библиотеку, из окна которой выпал один из монахов.

Библиотека оказывается настоящим лабиринтом, в расположении комнат которого Вильгельм и Адсон обнаруживают сложную систему. Также библиотека является центром монастырских литературных споров. Одни монахи ратуют за то, чтобы книги были всем доступны, а другие хотят спрятать ценные издания.

Центром детективной интриги становится единственный экземпляр второй книги «Поэтики» Аристотеля. Слепой безумный монах пытается ее уничтожить, поскольку Аристотель в ней безупречно доказал необходимость смеха, а монах уверен, что Иисус никогда не смеялся. И это не единственный философский вопрос, который приходится героям решать помимо поиска убийцы.

Также в сюжет плотно вплетены церковно-политические интриги того времени: извечный спор власти светской с церковью, распри между различными монашескими орденами, пугающая всех инквизиция.

Погони и схватки героев с убийцей завершаются грандиозным пожаром, в котором гибнет уникальная библиотека и весь монастырь.

Роман «Имя розы» построен Умберто Эко в соответствии с его представлениями о постмодернистском произведении. Он состоит из нескольких смысловых пластов и каждый доступен для разной читательской аудитории. Для большинства читателей — это исторический детектив. Для более узкой аудитории — исторический роман, насыщенный уникальными сведениями об эпохе средневековья. Но для совсем немногих — это культурологическое размышление об отличии современного мировоззрения от средневекового, о назначении литературы, ее месте в истории человечества и соотношении с религией. И еще множество философских проблем поднято в романе словно мимоходом.

Роман Умберто Эко - редкий пример того, что и серьезная научная литература может быть облечена в интереснейшую форму, не потеряв своей познавательной ценности. Потому роман «Имя розы» по праву признан классическим произведением двадцатого века.

×

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.